fb
VK
ig

Бронза

Интерьерная бронза


С конца XVIII до середины XIX веков формируется национальная школа литья из бронзы. В это время она становится важным элементом убранства интерьера императорской семьи и представителей русской аристократии. Из бронзы создают осветительные приборы (люстры, канделябры, бра, светильники) и предметы малой кабинетной пластики. Бронзой оформляется мебель, окна, зеркала, часы и письменные принадлежности. Она становится символом богатства и знатности рода.

В XVIII веке Императорский Петербург соперничает с Версалем. В связи с развитием горнорудной промышленности, появилась возможность создания собственной бронзолитейной школы. Правда, не было еще мастеров, способных обучать зарождающемуся в стране ремеслу. Поэтому в 1760 году в Академии художеств был учрежден класс «статуйной» и орнаментальной скульптуры, где готовили специалистов по формовке, чеканке и литью художественных изделий из бронзы. Преподавали французские специалисты по бронзе Николя Жилле, Луи Роллан и «люстровой» мастер Франсуа Арну. При этом классе существовала мастерская «Литейный дом». Здесь отливались дверные ручки, люстры, бра, интерьерные вазы и декор фасадов камина. В 1870 году открылась «Первая казенная бронзолитейная фабрика», стали появляться мастерские. Лидером по количеству мастерских был Петербург. В отличие от Москвы, где существовало всего 8 мастерских, в Петербурге работало более 50 предприятий. Ведущие фабрики Верфеля, Шопена, Морана, Штанге — в С.-Петербурге, Постникова, Соколова, Крумбюгеля — в Москве.

Со второй половины XIX века бронзолитейное производство начинает переходить в частный сектор. В 1860 году закрылся «Литейный дом» и мастера разошлись по частным предприятиям. В этот период основным заказчиком становится буржуазия, получившая хорошее образование. На смену господствующему европеизированному классическому стилю приходят историзм и «русский стиль». Скульптура малых форм развивается в стиле русского реализма. В круг тем входят сцены из русской истории и образы национального фольклора. Сцены охоты и образы животных становятся визитной карточкой русской бронзолитейной школы.

С конца 1860-х годов литейщики активно работают с известными скульпторами — Лансере, Обером, Либерихом, Позеном, Грачевым. Бронзовая скульптура малых форм существует как самостоятельное произведение и как составная часть утилитарных объектов — канделябров, чернильных приборов, подсвечников.


В 1890-х годах в связи с электрификацией появились многочисленные заказы на изготовление бронзовых люстр и светильников. Наряду с существующими заводами появляются творческие мастерские, которые отливают изделия исключительно на заказ. Наиболее известными были студии Метнера (Москва), Миглинника (С.-Петербург), Робекки (С.-Петербург, Москва). Здесь отливали мелкую скульптурную пластику в манере роденовского скульптурного импрессионизма, которую не делали на крупных заводах. Работы Трубецкого, в период его пребывания в России, создавались студиями в единичных экземплярах.


Постепенно вместо бронзы начинают использовать латунь и медь. Это позволяет заменить трудоемкое бронзолитейное ручное производство на механизированное. В начале XX века все больше появляется дешевых заводских изделий из дешевых металлов.


Сегодня бронза снова в моде, а качественные и дорогие изделия вновь набирают популярность. Произведения из благородного металла отлично вписываются в интерьер и свидетельствуют о наличии хорошего вкуса у хозяина дома. Современные мастера-литейщики не только создают прекрасные работы, но и отлично справляются с реставрационными задачами. Забытые произведения обретают новую жизнь.